Минимальная команда для запуска онлайн-проекта
Сколько супергероев нужно, чтобы спасти мир? Каждый блокбастер дает на это свой ответ. Сколько человек нужно, чтобы запустить онлайн-курс и не выйти в кассовый разрыв? Давайте посчитаем вместе.

EdMarket
Регулярные новости из мира EdTech
Регулярно, но без спама: только по делу.
Один в поле не воин
Один из самых частых вопросов от начинающих игроков рынка онлайн-образования звучит так: можно ли запустить онлайн-курс в одиночку? Короткий ответ: «Да, но это потребует слишком больших затрат ресурсов».
Предположим, что у вас есть экспертиза в том или ином вопросе, и вы хотите создать онлайн-курс, чтобы поделиться знаниями с людьми. И немного заработать.
Чтобы о вашем курсе узнали не только близкие и знакомые, вам будет нужно:
- проанализировать рынок (оценить спрос на ваши услуги и какие конкуренты уже работают в сфере)
- разработать продукт (выбрать, кого, чему и как вы собираетесь учить. Создать программу курса, уроки в нужном формате, продумать и сделать дополнительные материалы)
- продумать маркетинговую стратегию (а сюда входят рекламные сообщения, лендинг или группа в соцсетях, куда вы будете вести потенциальных покупателей, воронка продаж, контентная стратегия для «прогрева» аудитории)
- настроить продажи.
Чтобы справиться с таким списком задач в одиночку, нужно обладать компетенцией и навыками в очень разных сферах. А кроме того, располагать большим запасом времени. Ну или оставить привычку спать по ночам.
Если вы никогда не занимались написанием текстов, созданием программ для онлайн-курсов, настройкой маркетинговых воронок, лучше оставить попытки завоевать мир в одиночку. И собрать небольшую команду специалистов, которые вместе с вами пройдут путь от идеи онлайн-курса до успешного старта образовательного проекта.
Учим запускать успешные проекты на курсе «Руководитель онлайн-школы».
3 совета на старте
-
Найдите партнера, чтобы погружаться в новую сферу было не так страшно
Работа над онлайн-проектом требует времени и сил. Чтобы не растерять мотивацию и не сдаться на середине пути, найдите единомышленника, с которым вы будете вместе стремиться к цели. В идеале это должен быть человек:
- готовый взять на себя задачи, в которых вы не сильны. Например, если вы умеете преподавать и готовы заняться созданием программы, то ваш партнер может взять на себя продвижение образовательного продукта.
- умеющий соблюдать дедлайны и выполнять договоренности.
Найти такого можно среди знакомых. А можно познакомиться с будущим партнером на специализированных конференциях, мастер-классах. Или во время обучения.
-
Обсуждайте договоренности «на берегу»
Еще до начала работы над проектом договоритесь о зонах ответственности, обсудите дедлайны и решите, как будете делить интеллектуальную собственность в случае прекращения сотрудничества. И зафиксируйте договоренности в виде договора.
-
Не «раздувайте» штат. Особенно на старте
Зарплата сотрудников — очень весомая графа расходов для любого начинающего проекта. Собрав большую команду, вы рискуете быстро уйти в минус и никогда не выбраться из него.
Кто есть кто в команде образовательного онлайн-проекта?
Итак, ваша задача — собрать команду, которой по силам запустить онлайн-курс. Давайте разберемся, какие задачи должны решать эти люди.
Итак, в минимальной команде, работающей над онлайн-курсом, должны быть:
А) Руководитель онлайн-проекта
Человек, которых принимает основные решения по развитию и росту проекта. Именно руководитель:
- выбирает нишу для онлайн-школы и проверяет идеи онлайн-курсов
- разрабатывает стратегию развития проекта
- управляет командой и запусками новых курсов
- составляет бизнес-план
- участвует в создании маркетинговой стратегии.
Руководитель, как правило, обладает стратегическим мышлением, умеет настраивать работу команды и делегировать обязанности (жизненно необходимый навык, без которого руководитель быстро сляжет от перегрузок).
Желающих глубже погрузиться в задачи руководителя уже ждут статьи:
Как выбрать нишу для старта в онлайн-образовании?
Как составить бизнес-план для начинающей онлайн-школы?
7 лайфхаков для запуска проекта в образовательном бизнесе
Б) Методист
Методист — это специалист, который проектирует онлайн‑курсы и учебные программы, а также создает мотивирующую образовательную среду. В его задачи входит:
- анализ рынка и запроса целевой аудитории (именно он формирует цели и задачи онлайн-курса)
- работа с экспертом над созданием программы
- «упаковка» контента в онлайн-курс
- создание образовательной среды (например, организация учебных чатов, библиотеки знаний)
- контроль результатов, анализ статистики и отзывов, доработка онлайн-курсов.
Методисту важно мыслить системно, разбираться в принципах андрагогики и педагогического дизайна, уметь организовывать себя и других.
Три статьи для тех, кто хочет узнать о задачах методиста чуть больше:
Как создать программу онлайн-курса: 7 советов
7 ошибок в работе с контентом в онлайн-обучении
Как мотивировать учиться онлайн?
В) Эксперт
Носитель знаний по теме обучения и ведущий занятий.
Эксперт в онлайн-обучении:
- составляет план занятий и готовит презентации (если, например, речь идет о вебинаре)
- составляет упражнения и домашние задания для студентов
- проводит занятия
- проверяет домашние работы (иногда эту часть работы берет на себя куратор или тьютор)
- отвечает на вопросы студентов в чате.
Еще чуть подробнее о задачах эксперта можно прочесть в статьях:
Химия вовлеченности: топ-7 катализаторов внимания на вебинаре
Чеклист для начинающих спикеров: инструкция по выживанию
Как избавить преподавателей от “проклятия знаний”?
Г) Маркетолог
Специалист, который возьмет на себя продвижение продукта. Это значит, что он:
- изучает рынок, конкурентов, ниши, чтобы сделать позиционирование продукта понятнее
- разрабатывает Уникальное Торговое Предложение (формулирует, чем вы отличаетесь от конкурентов и почему среди множества возможностей клиенты должны выбрать вас)
- создает воронки продаж (ведет клиента к покупке)
- занимается контент-стратегией (разрабатывает контент, который будет “греть” клиента и поможет ему определиться с выбором).
Расскажем, как повысить продажи на курсе «Руководитель по продажам в онлайн-школе».
Маркетолог, как правило, хорошо работается в ситуации многозадачности, следит за современными трендами, активно применяет новые инструменты и экспериментирует с форматами.
Чтобы узнать о больше о задачах маркетолога, посмотрите статьи:
5 секретов бесплатного продвижения онлайн-курсов
Как продавать образовательные продукты?
9 лид-магнитов для воронки продаж в онлайн-образовании
Несколько важных вопросов
- И это все?
Не совсем:) Вам также на старте могут понадобиться копирайтер (для написания рекламных текстов и контентных материалов), специалисты по e-mail-рассылкам, лендингам, smm, менеджер по продажам.
На старте лучше не принимать их в штат, а найти специалистов на part time. Или заказать работу разово у фрилансеров.
- Руководитель, методист, эксперт, маркетолог… Получается, что минимальная команда проекта состоит из 4 человек?
Не обязательно. На старте один специалист может совмещать несколько ролей. Например, руководить онлайн-школой и заниматься продвижением. Или совмещать задачи методиста и эксперта. Получается, что минимальная команда проекта может состоять из 2-3 человек, которые на старте берут на себя очень разные задачи.
Другие статьи
Книги, которые читают методисты
22.01.2021
Как создать линейку онлайн-курсов?
19.01.2021
Автоматизация в онлайн-школе
15.01.2021
Как звонить клиентам после вебинаров?
12.01.2021